10 лет BlaBlaCar. Колонка основателя компании Фредерика Маззеллы

10 лет BlaBlaCar. Колонка основателя компании Фредерика Маззеллы

Основатель BlaBlaCar рассказал о том, как ему удалось претворить мечту в реальность, найти подходящих людей, сохранить идею и развивать сервис в течение 10 лет.

10 лет назад – в сентябре 2006-го – я зарегистрировал компанию «Comuto». Это юридическое название сервиса, известного сегодня как BlaBlaCar. Слово происходит от латинского глагола «Commuto, commutare», означающего «обмениваться чем-либо с другим». Так началось длинное путешествие нашего стартапа, который, как первопроходец, наряду с некоторыми другими сервисами создавал новую индустрию, которая позже получила название Экономика Совместного Потребления.

Вернемся в 2006 год: Facebook исполнилось два года, и он только начал открывать свою платформу для не-студентов. Смартфоны пока еще выглядят не так, как мы теперь привыкли: большие и не такие уж «смарт». iPhone еще не родился, операционная система Android тоже. Люди только начинают осознавать, что мир вступает в цифровую эпоху, но большинство из них все еще переживает о возможных последствиях. И в это время я активно продвигаю идею сервиса, с помощью которого любой человек, желающий совершить междугороднюю поездку, может связаться с попутно следующим автовладельцем, договориться о поездке и разделить с ним расходы на дорогу. Поскольку я рассказывал о своей идее всем, кто был готов это слушать, мнение моих собеседников варьировалось от полного неверия до сочувственного скептицизма.

2016 год: 40 млн пользователей на 3 континентах. И вот прошло 10 лет. К концу 2016-го года BlaBlaCar будет насчитывать 40 млн пользователей, предоставляя райдшеринговый сервис в 22 странах на 3 континентах. За последнее десятилетие, благодаря росту доверия и совершенствованию технологий, мы построили крупнейшее в мире сообщество автомобильных попутчиков. Мы убедили миллионы водителей-одиночек в удобстве поездок с попутчиками и открыли новый мир доступных и дружественных путешествий. Мы оптимизируем один из самых неэффективно растрачиваемых ресурсов на планете – свободные места в автомобилях. Более того, мы способствуем новым социальным связям, которые заводят люди вовремя поездки.

Ключ к успеху

Есть много составляющих успеха BlaBlaCar:

  • Использование на глобальном уровне одного из самых бесполезно растрачиваемых ресурсов (свободные места в автомобилях).
  • Своевременный выход на рынок.
  • Правильно выбранные ценности компании.
  • Глубокое понимание цели – служить членам сообщества попутчиков.
  • Поддержка инвесторов…

Но самая главная составляющая (оглядываясь на прошедшие 10 лет, я могу сказать это совершенно точно) – это люди.

Если вы попросите людей, которые хорошо со мной знакомы, описать меня, вероятно, они скажут, что я социальное существо. Действительно, есть очень мало вещей, которые я люблю делать больше, чем делиться с другими. И когда я стал предпринимателем, ничего не изменилось. С первого дня я полностью посвятил себя идее райдшеринга и убеждению талантливых людей разделить со мной эту страсть.

Это в том числе касается моих друзей Дэмиена и Нико Д, без которых не появилась бы первая версия нашего сайта. Моя сестра Хелен, специалист по коммуникациям, которая помогла определиться с позиционированием и инициировала первый большой приток новых пользователей, благодаря коммуникационной кампании во время забастовки сотрудников железной дороги Франции, где мы рассказывали отчаявшимся путешественникам об альтернативном способе поездок. И Лор, наш первый сотрудник, которая начинала работать в моей гостевой комнате (первый офис), чья креативность и самоотверженность до сих пор бьют ключом. Сплочение талантливых и искренне увлеченных людей для достижения нашей дерзкой мечты сыграло критическую роль в становлении компании.

Сооснователи

Два конкретных человека помогли мне превратить чистую мечту в удивительную реальность: сооснователи BlaBlaCar Францис Наппез и Николас Брюссон.

Францисс Наппес

Я встретил Францисса Наппеса в 2006 году в гостях у моего соседа на встрече предпринимателей. Имея опыт работы инженером в нескольких крупнейших консьюмерских интернет-компаниях Европы, он был страстно увлечен растущей силой интернета и его потенциалом изменить жизнь обывателя. Он фокусировался на создании надежных долгосрочных интернет-решений. Скромный, сдержанный и гиперактивный, Францис – это тот редкий тип человека, который никогда не обещает слишком много, но выполняет больше обещанного. В тот вечер при каждой возможности я старался снова и снова в разговорах возвращаться к идее райдшеринга. И уже под конец, когда я покидал мероприятие, Францис мне тихо сказал: «Если ты когда-нибудь захочешь, чтобы твоя платформа работала на мобильных устройствах, позвони мне». Стоит ли говорить, что я так и сделал. И Францис стал CTO компании.

На следующий год я поступил на годичный курс обучения MBA в школе INSEAD в Фонтебло, чтобы освоить принципы формирования бизнес-структуры и управления нашим молодым предприятием. В течение этого года я говорил про нашу платформу каждому, кто готов был об этом слушать, использовал в качестве примера во время занятий и даже интегрировал в локальный интранет, чтобы студенты могли подвозить друг друга домой и обратно.

Николас Брюссон

Тогда-то я и встретил Николаса Брюссона. Нико только вернулся во Францию после семилетней работы в Кремниевой долине, где помогал в развитии нескольких стартапов. У него был непосредственный опыт работы в стремительно развивающейся интернет-индустрии. Я ему рассказал про свою идею в библиотеке, где мы встретились, и он вдруг с энтузиазмом поверил в ее потенциал. Вскоре мы вместе презентовали бизнес-план BlaBlaCar на ежегодном венчурном соревновании, проходящем в рамках INSEAD. А уже в следующем году Нико вошел в круги венчурных капиталистов в Лондоне, и дальше действовал как наставник и друг, оказывая неоценимую помощь росту компании. Весной 2011 года Нико стал сотрудником компании на неполный рабочий день и привлек $10 млн инвестиции, которые позволили нам задуматься о европейской экспансии. Уже в следующем году он стал полноценным сотрудником BlaBlaCar в должности COO.

10 лет BlaBlaCar. Колонка основателя компании Фредерика Маззеллы
Слева направо: Николас Брюссон, Фредерик Маззелла, Францисс Наппес.

Францис, Нико и я дружим, глубоко уважаем и доверяем друг к другу. А наше чувство юмора – это лучший элемент, который позволяет не расколоть трио в тяжелые времена. Я бы сказал, что мы дополняем друг друга следующими характеристиками: моя страсть – генерировать новые идеи, которые могут оказать сильное влияние на развитие общества; Францис знает, как амбициозную идею претворить в жизнь и делать надежные технологические решения; Нико знает, как масштабировать бизнес с помощью дерзких стратегий и умного финансирования. Мы в равной степени дополняем друг друга. Мы выросли вместе с компанией, также как и наше сообщество. За последние три года BlaBlaCar вышел в 20 новых стран, численность сотрудников увеличилась с 100 до 550, а само сообщество райдшеринговых попутчиков выросло десятикратно.

Переступив порог численности сотрудников в 500 человек, мы столкнулись с необходимостью изменить внутреннюю организацию. Я занял пост Исполнительного Председателя (Executive Chairman), возглавив Правление компании, и теперь буду работать в недавно созданном Исполнительном Комитете. Роль CEO я доверил сооснователю Николасу Брюссону, что логично с учетом фантастических результатов, которых он добился, проведя международную экспансию BlaBlaCar в 22 странах, и с учетом тех инвестиционных раундов, которые он организовал. Кроме того, я доверил Францису Наппесу миссию, которую ранее лично курировал и любил как дитя: он будет отвечать за реализацию и внедрение новых решений. Создаваемый Исполнительный Комитет будет проводить еженедельные встречи и станет главной дискуссионной площадкой, где будут разбираться спорные вопросы и контролироваться эффективность внедрения новых решений. Более того, так называемый «Офис основателей», физическое пространство, которые мы делили втроем, теперь также будет отдельным органом, курирующим корпоративную культуру и видение компании. Оглядываясь на то, что было сделало за эти годы, кажется, что мы прошли долгий путь. На самом же деле все только начинается.

Наша миссия

Наша миссия – превратить каждый автомобиль со свободными пассажирскими местами в BlaBlaCar.

Ежедневно мы улучшаем алгоритмы, позволяющие любому человеку найти подходящую поездку в удобное время в нужном направлении. Благодаря разработанным нами в течение нескольких лет уровням безопасности, масштаб доверия незнакомцев друг к другу и скорость общения между ними вышли на невиданный прежде уровень. Это открывает много новых возможностей. Дистанционный доступ к авто, приближающаяся эра беспилотных автомобилей… Есть все основания полагать, что оптимизация автоиспользования будет частью инноваций в области мобильности. Будущее – за совместным потреблением. Неэффективное использование миллиардов свободных мест в автомобилях простых людей останется в прошлом, а разрозненный глобальный автопарк будет оптимизирован. В результате наши дороги будут менее загазованными и более безопасными, и транспорт – более доступным.

За 10 лет произошли более радикальные изменения, чем мы ожидали, и ускорение происходящих перемен, которым мы становимся свидетелями, внушает оптимизм. Прежде чем отправиться в дальнейшее плавание, мы приглашаем вас оглянуться назад и узнать внутреннюю историю нашей компании. Опираясь на 10 корпоративных ценностей, эти истории проливают свет на этапы становления BlaBlaCar.

Десятилетие мечтаний, тяжелой работы и страстного увлечения.

Оригинал колонки можно прочитать здесь

Узнать больше о

Слово основателям BlaBlaCar

Посещая наш сайт, вы даете согласие на использование нами куки для того, чтобы анализировать и генерировать контент и рекламу с учетом ваших интересов. Прочитайте нашуполитику Cookie

Предложить поездку